Новый законопроект направлен на ликвидацию несанкционированных свалок отходов
Законопроект, направленный на пресечение несанкционированных свалок отходов
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 13 Федерального закона „Об отходах производства и потребления“» призван урегулировать порядок выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов. Закрепляется понятие «несанкционированная свалка отходов», а полномочиями по установлению порядка ликвидации таких свалок наделяются субъекты федерации, собственность субъектов, земли, находящиеся в муниципальной собственности, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Пересмотренный текст
Переформулированный с большим усилием, чтобы он звучал совсем по-другому, текст гласит:
«Слова были переделаны до такой степени, что звучали совершенно иначе, чем раньше!».
Предлагаемое федеральное законодательство дополнительно конкретизирует условия статей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они определяют финансовые источники ликвидации незаконных свалок, при этом приоритет отдается сумме экологического ущерба, затратам на оплату негативного воздействия на окружающую среду, штрафам за нарушение правил охраны окружающей среды и установленных законодательством Российской Федерации составов правонарушений в области охраны окружающей среды, а также платежам за вред, причиненный окружающей среде незаконными свалками.
Приказом Росприроднадзора от 02.02.2021 № 31 и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2021 № 542 дано определение понятия «несанкционированная свалка отходов» и установлена методика оценки деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Эти документы заменили собой Постановление Правительства РФ от 17 июля 2019 г. № 915.
Несанкционированные свалки отходов в России
На официальном сайте Росприроднадзора есть специальный раздел со статистикой образования и ликвидации несанкционированных свалок. Согласно указанным данным, на начало 2022 года таких свалок насчитывалось 15 513, а к концу года их количество сократилось до 12 795. За тот же период было ликвидировано 19 077 свалок, но появилось 16 359 новых.
Обратная динамика размещения отходов
В различных регионах реальность прямо противоположна — образуется все больше несанкционированных свалок. Исследования показали, что существующие меры не могут остановить эту экологическую угрозу. В большинстве мест отмечается, что финансовых ресурсов местных властей недостаточно для ликвидации таких свалок. Существенной проблемой является также недостаток полномочий и власти у местных органов власти.
Новое федеральное законодательство призвано решить существующие проблемы. Для классификации несанкционированных свалок необходимо, чтобы из определения свалки исключались незначительные объемы отходов, такие как выброшенные окурки и упаковка, оставленная в неположенных местах. По мнению инициатора законопроекта, любые объемы менее 5 м3 могут быть утилизированы в рамках работ по благоустройству.
Благоустройство территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории — это комплекс мероприятий по улучшению условий проживания граждан на территории муниципального образования. Оно направлено на сохранение и улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния территорий муниципального образования, а также расположенных на них территорий, участков, зданий, сооружений, включая общественные пространства и прилегающие к ним территории.
Для поддержания надлежащего санитарного состояния
Для сохранения чистоты муниципальных территорий необходимо проводить мероприятия по очистке территории и пресекать образование незаконных свалок. Кроме того, для поддержания необходимого санитарного состояния необходимо создавать места складирования отходов. Предлагаемый федеральный закон уточняет полномочия органов местного самоуправления по выявлению и ликвидации незаконных свалок. Кроме того, предлагается финансовая поддержка, необходимая для реализации этих полномочий.
Для практической реализации полномочий по ликвидации незаконных свалок в предлагаемом федеральном законодательстве также содержится положение о возможности заключения государственных контрактов на ликвидацию таких свалок путем заключения сделок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Читайте также:
- Утилизация отработанного моторного масла в Воронеже
- Вывоз и утилизация опасных отходов в Воронеже
- Вывоз строительных отходов в Воронеже
- Как арабские страны могут решить проблему пищевых отходов на каждом этапе цепочки поставок
- Вывоз и уборка крупногабаритного мусора в Воронеже